Главная Все новости Мероприятия Downloads Контакты Дни ИС Факультет права НИУ ВШЭ

 

Авторизация

Для получения рассылки сайта, или публикации статей и новостей пожалуста авторизируйтесь.





Забыли пароль?

ПРОЕКТ ФЗ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СМИ, ТЕЛЕ- И РАДИОВЕЩАНИИ

Оглавление
ПРОЕКТ ФЗ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СМИ, ТЕЛЕ- И РАДИОВЕЩАНИИ
Пояснительная записка
Комментарий Центра  права СМИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания»

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания» (далее – Законопроект) разработан с целью модернизации положений Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) касающихся, прежде всего, распространения электронных средств массовой информации.
Предлагаемый Законопроект отражает основные положения государственной политики в сфере телерадиовещания, закрепленные в:
 Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы;
 Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части обеспечения распространения обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов);
 Указе Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах».
Законопроект учитывает произошедшие за последние десятилетия организационные, технические, экономические изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации, а равно  перспективы развития рынка телерадиовещания, связанные с переходом к цифровому вещанию.

Представляется актуальным пересмотреть некоторые положения  действующего на настоящий момент Закона о СМИ и привести их в соответствие с существующими реалиями, в частности предлагается внести ряд концептуальных изменений, направленных на:  
1) Совершенствование существующих механизмов лицензирования телерадиовещания, которое осуществляется путем введения правового института «универсальной лицензии», а также закрепления на уровне федерального закона порядка осуществления лицензирования телерадиовещания, содержащего описание лицензионных процедур, а равно объема полномочий лицензирующего органа при их реализации.
Согласно законопроекту вещатель, являющийся редакцией телеканала, радиоканала имеет право получить в заявительном порядке лицензию на вещание (универсальную лицензию), предоставляющую право распространять телеканал, радиоканал путем трансляции в любых средах (наземное эфирное, кабельное, спутниковое вещание)(п. 2 ст. 31 Закона в редакции законопроекта).
Вещатель, не являющийся редакцией телеканала, радиоканала может получить лицензию на вещание в определенной среде (средах) в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке (лицензия на вещание определенным способом).
Законопроект особым образом выделяет наземное эфирное вещание, устанавливая, что в отдельных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, право вещателя (как владельца универсальной лицензии, так и лицензии на вещание определенным способом) на осуществление наземного эфирного вещания с использованием конкретных радиочастот возникает по результатам торгов (конкурса, аукциона)(п. 5 ст. 31 Закона в редакции законопроекта).
По сравнению с действующим порядком предлагаемый законопроектом порядок лицензирования упрощен и стал более прозрачным (в том числе, в силу того, что впервые в российской практике закрепляется на уровне федерального закона).
Отменяется требование о подтверждении технической возможности осуществления вещания при получении лицензии. Технические характеристики вещания будут учитываться при предоставлении права наземного эфирного вещания с использованием радиочастот на основании торгов (конкурса, аукциона), а также при предоставлении вещателями в лицензирующий орган информации об операторе связи, оказывающем услуги связи по трансляции телеканалов, радиоканалов.
Увеличивается до 10 лет срок действия лицензии (ст. 31.1 Закона в редакции законопроекту).
2) Определение порядка распространения иностранных каналов.
Законопроект исходит из необходимости установления для распространения «иностранных» телеканалов и радиоканалов такого же порядка, как для отечественных каналов, а именно: такие каналы должны быть зарегистрированы в России в качестве средств массовой информации, соответственно у них должны появиться понятные редакции, отвечающие за контент (ст. 54 Закона в редакции законопроекта). Наличие регистрации в РФ «иностранных» каналов в качестве СМИ и наличие редакций распространяет на них (в части распространения в России) в полном объеме правил Закона и делает их не иностранными.
3) Определение порядка распространения пакетов теле-, радиоканалов с использованием спутниковой емкости.
Законопроект обособил от вещательной деятельности (в том числе осуществляемой в спутниковой среде) деятельность организаций, осуществляющих формирование и распространение пакетов теле-, радиоканалов с использованием спутниковой емкости, ввиду того, что такие организации не выполняют функции по формированию телеканала и (или) радиоканала, а их деятельность заключается в сообщении в эфир с использованием спутниковой емкости соответствующего пакета каналов.
Данные субъекты выделяются и зарубежными правопорядками, например во Франции.
Такая деятельность согласно законопроекту может осуществляться российскими организациями на основании разрешения на использование спутниковой емкости для целей распространения совокупности (пакета) телеканалов, радиоканалов, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах прав, полученных такими организациями в установленном порядке (ст. 31.11. Закона в редакции законопроекта).
4) Введение правового института «сетевого издания».
Законопроект вводит понятие «сетевого издания» для сайтов в сети Интернет, зарегистрированных в качестве СМИ. Корректируются признаки средства массовой информации с тем, чтобы к СМИ можно было относить Интернет-сайты (признак периодичности распространения дополняется признаком периодичности обновления)(ст. 2 Закона в редакции законопроекта). При этом законопроект сохраняет принцип добровольности регистрации Интернет-сайтов в качестве СМИ (ст. 8 Закона в редакции законопроекта).
5) Определение правового режима распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Законопроект устанавливает, что перечень обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов утверждается Президентом Российской Федерации. Вещателю общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов выдаются универсальная лицензия на телевизионное вещание и радиовещание, а также – без проведения торгов – право на осуществление наземного эфирного телевизионного вещания и радиовещания на всей территории РФ (ст. 32 Закона в редакции законопроекта).
Вещатель общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов обязан обеспечить их распространение на территории Российской Федерации. Обязанность вещателя обеспечить распространение такого канала на территории РФ не является безграничной и подлежит рассмотрению во взаимосвязи с обязанностью операторов связи осуществлять трансляцию таких каналов и обязанностью Российской Федерации осуществлять покрытие расходов вещателей, связанных с наземным эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов в малочисленных населенных пунктах, а также осуществлять финансирование строительства сети связи для 1-го мультиплекса.
  Помимо перечисленных, Законопроектом также вносятся определенные изменения уточняющего, конкретизирующего характера в связи с вышеуказанными концептуальными изменениями в Закон о СМИ.
Кроме того, указанный Законопроект предусматривает внесение изменений в  Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Предлагается указанную статью  после слов «здравоохранения, культуры,» дополнить словами «средств массовой информации». Данное изменение связано с тем, что ряд действующих средств массовой информации созданы в форме  автономных учреждений.  Отсутствие  в указанном законе этого уточнения, может внести неопределенность в деятельность таких средств массовой информации и  повлечет за собой требования об изменения организационно-правовой формы, что также негативно отразится  на их работе.
Наряду с вышеизложенным,  Законопроект вносит изменения в Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».  Предлагается положения указанной статьи после слов «через Государственную границу Российской Федерации» дополнить словами «осуществлении контроля, в том числе лицензионного, в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания». Данное дополнение связано с определенной спецификой средств массовой информации.
Предлагаемый Законопроект предусматривает переходные положения. В частности, Лицензии на вещание, выданные до вступления в силу предложенных изменений,  будут действовать до истечения срока их действия, при этом, если вещатель захочет обратиться за получением лицензии на вещание (универсальной или в определенной среде) в соответствии с новыми требованиями, то ранее выданные вещателю лицензии утрачивают силу.
Данные переходные положения позволят постепенно и безболезненно реализовать  все предложенные изменения.



 
След. »
Copyright © 2005 - 2020 www.unescochair.ru.