Киберпространство как сфера обитания права |
М.А.Федотов, д.ю.н., проф. Появление информационных магистралей революционизировало те естественные процессы старения и обновления, которые вяло протекали в сфере авторского права. Не претендуя на полноту периодизации, рискну заметить, что авторское право уже переживало подобные потресения в период своего формирования в 18-19 веках и позднее, в середине нынешнего столетия - в связи с появлением радиовещания, кинематографии, телевидения, а затем - в связи с развитием техники копирования (репрографического репродуцирования). И все же главная идея, лежащая в основе авторского права и составляющая его суть, сохранилась и по сей день практически в неизменном виде. Это идея контроля за использованием произведений на основе исключительности авторских прав, что способно приносить доход творцу и его семье, стимулируя тем самым его творчество. Появление информационных магистралей революционизировало те естественные процессы старения и обновления, которые вяло протекали в сфере авторского права. Не претендуя на полноту периодизации, рискну заметить, что авторское право уже переживало подобные потресения в период своего формирования в 18-19 веках и позднее, в середине нынешнего столетия - в связи с появлением радиовещания, кинематографии, телевидения, а затем - в связи с развитием техники копирования (репрографического репродуцирования). И все же главная идея, лежащая в основе авторского права и составляющая его суть, сохранилась и по сей день практически в неизменном виде. Это идея контроля за использованием произведений на основе исключительности авторских прав, что способно приносить доход творцу и его семье, стимулируя тем самым его творчество. Здесь наиболее явственно соединяются две стороны творчества - идеальная, движимая вдохновением и честолюбием, и материальная, подчиняющаяся меркантильным соображениям. Первой более соответствуют личные неимущественные права автора, второй - имущественные. Еще в древности литературные гонорары были в ходу наряду с почестями, оказываемыми выдающимся творцам. Так древнегреческий поэт Пиндар (V в. до н.э.) получил крупное вознаграждение за одну воинственную песнь. Великий Гораций (I в. до н.э.) не счел за обиду получить от Мецената имение в награду за стихи. Однако то были скорее премии, нежели авторское вознаграждение в его современном понимании. Скачать материал... |
« Пред. | След. » |
---|