Главная Все новости Мероприятия Downloads Контакты Дни ИС Факультет права НИУ ВШЭ

 

Авторизация

Для получения рассылки сайта, или публикации статей и новостей пожалуста авторизируйтесь.





Забыли пароль?
Главная arrow Заключения Кафедры ЮНЕСКО arrow ПОПРАВКИ В СТ.СТ. 152.1 И 1274 ГК РФ

ПОПРАВКИ В СТ.СТ. 152.1 И 1274 ГК РФ

В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОБСУЖДАЮТСЯ ПОПРАВКИ В СТАТЬИ 152.1 И 1274 ГК РФ

29 января 2008 года Комиссия по информационной политике Совета Федерации предполагает обсудить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". Тексты проекта, пояснительной записки и отзыва Кафедры ЮНЕСКО размещены ниже.  


Вносят
члены Совета Федерации
Миронов С.М. и  Шудегов В.Е.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 152.1 части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 1
Внести в подпункт 1 статьи 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301, 2006, № 52 (ч.1), ст. 5497) изменение, изложив его  в следующей редакции:
«1) использование изображения осуществляется  в государственных, общественных, образовательных (в том числе  в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера, выполненных на любом материальном носителе, включая электронный) или иных публичных интересах;».

Статья 2
Внести в подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 52 (ч.1), ст. 5496) изменение, изложив его в следующей редакции:
«2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них, персонажей произведений и изображений граждан в качестве иллюстраций в изданиях, выполненных на любом материальном носителе, включая электронный (в том числе звуко- и видеозаписи), радио- и телепередачах  учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, а также их сообщение в учебных целях таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ним в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору;».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статью 152.1 части первой Гражданского
 кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Проект федерального  закона «О внесении изменений в статью 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разработан в целях законодательного содействия разработке учебников, учебных пособий и иной продукции учебного назначения, наиболее полно отвечающих современным требованиям к организации и обеспечению образовательного процесса в образовательных учреждениях.
В настоящее время отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивают возможности разработки качественной учебной продукции. Так, статьей 152.1. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина или после его смерти – с согласия ближайших родственников. Положения данной статьи предусматривают, что такое согласие не требуется, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. Однако, понятие «в государственных, общественных или иных публичных интересах» является неоднозначным с точки зрения возможности использования изображения без указанного согласия в образовательных целях, в том числе в учебном книгоиздании.
В то же время,  современные издания учебного характера по истории, обществознанию, литературе, мировой художественной культуре и многим другим предметам не могут не содержать портретов политических деятелей, представителей науки, литературы, искусства, культуры, спорта и т.д. Например, учебник по предмету «Окружающий мир» для раскрытия  содержания раздела «Общество», «Родной край - малая Родина» в соответствии с обязательным минимумом, утвержденным Минобрнауки России, содержит большое количество иллюстрированного материала с изображением граждан: фотографии ветеранов Великой Отечественной войны в День Победы, учителей в школе, родителей и учащихся на отдыхе, врачей, современных ученых, писателей, поэтов, общественных деятелей. Поэтому многие издательства, учитывая неоднозначность толкования рассматриваемой нормы, вынуждены проводить длительные работы, направленные на получения согласия соответствующих граждан. Однако, как показывает практика, получение согласия граждан (или родственников) на использование изображений в учебниках, учебных пособиях, электронных приложениях к учебникам является крайне трудной, дорогостоящей и длительной процедурой, нередко заканчивающейся отрицательным результатом, в том числе и по экономическим причинам. В результате такого положения, издательства, выпускающие учебную литературу, вынуждены отказываться от изображений граждан в учебниках, учебных пособиях и в другой рассматриваемой продукции, что  значительно обедняет их содержание и воспитательную значимость.
Одновременно, положения статьи 1274 части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации также не учитывают особенностей разработки и выпуска изданий учебного характера. Подпункт 2 пункта 1 указанной статьи устанавливает право без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения использовать правомерно обнародованные произведения и отрывки из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера. Но  это положение не предусматривает возможность использования для указанных целей  персонажей произведений и изображений граждан. Эта неопределенность также может приводить к претензиям со стороны авторов и иных правообладателей, что будет порождать новые трудности в разработке и выпуске продукции учебного назначения.
Таким образом, рассматриваемые законодательные положения препятствует созданию качественных изданий учебного характера, отвечающих  современным требованиям, и не создают правовых условий для динамичной корректировки учебников, учебных пособий и других соответствующих изданий.
Кроме того, широкое распространение в образовательном процессе средств информатизации требует уточнения в правовых нормах вида носителя, на котором возможно использование изданий учебного характера.
С учетом изложенного, рассматриваемым проектом федерального закона предлагается в подпункт 1 статьи 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации  и в подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации внести изменения, направленные на создание законодательных предпосылок по повышению качества изданий учебного характера.
В частности, статьей 1 законопроекта предусматривается подпункт 1 статьи 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции. Предлагаемая редакция расширяет перечень интересов, в которых может быть использовано изображение гражданина без его согласия или (в случае смерти) без согласия его родственников. Помимо  ныне установленных государственных, общественных или иных публичных интересов подпункт дополняется положением, что указанное использование изображение гражданина может быть осуществлено и в образовательных целях,  в том числе в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера, выполненных на любом материальном носителе, включая электронный. Последнее уточняющее положение направлено на обеспечение более эффективного использования в образовательном процессе новых технологий, базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникаций.
Одновременно статьей 2 законопроекта подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации предлагается изложить также в новой редакции, предусмотрев в нем право использования правомерно обнародованных не только произведений и отрывков из них, но и персонажей произведений и изображений граждан в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера, выполненных на любом материальном носителе, включая электронный.
Также  подпункт 2 пункта 1 статьи 1274   дополняется положением о возможности  доведения указанных в подпункте 2 изданий, радио- и телепередач посредством средств коммуникаций,  таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ним в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (например, через сеть Интернет).
Предлагаемые изменения в статью 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации расширяют возможность издательств повысить качество  изданий учебного характера,   правомерно и достаточно оперативно осуществлять как выпуск учебников, учебных пособий и иной учебной литературы, так и их корректировку, причем, широко используя возможности средств информатизации и коммуникаций.
Принятие рассматриваемого проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов всех уровней, позитивно скажется на качестве образования и будет положительно воспринято в обществе.


Дата: 28.01.08
Тема: заключение на проект изменений в ст.ст. 152-1 и 1274 ГК РФ
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой
Гражданского кодекса Российской Федерации»

По просьбе Комиссии по информационной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности изучила проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и полагает возможным дать следующее заключение, исходя из анализа действующего законодательства и международно-правового инструментария, их доктринального толкования и правоприменительной практики.
При рассмотрении данного законопроекта Кафедра исходит из того, что затрагиваемые в нем вопросы информационного права и права интеллектуальной собственности в полном объеме относятся к сфере научной деятельности Кафедры, как она определена Соглашением между Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова об учреждении Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, подписанным в Париже 12.06.98 и в Москве 01.07.98.

1. Анализируемый законопроект предполагает внесение изменений в пункт 1 статьи 152.1 и в подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации. Хотя при этом, судя по содержанию пояснительной записки, преследуется одна и та же цель – создание более благоприятных условий для работы по созданию учебной литературы – однако правовая природа указанных двух поправок принципиально различна. 
 
2. В части, касающейся изменения пункта 1 статьи 152.1 ГК Российской Федерации, Кафедра ЮНЕСКО констатирует целесообразность и актуальность разработки и принятия данного федерального закона. Предложенные поправки действительно помогут более четко регулировать отношения, связанные с использованием изображений физических лиц в работе по созданию и выпуску учебной литературы. Подчеркнем, что предлагаемые изменения в пункт 1 статьи 152.1 части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации полностью соответствуют концепции данной правовой нормы и являются по сути дела полезным уточнением воли законодателя. Вот почему Кафедра ЮНЕСКО поддерживает анализируемый законопроект в части внесения изменений в пункт 1 статьи 152.1 ГК Российской Федерации.

2.1. В то же время Кафедра ЮНЕСКО считает необходимым обратить внимание на опасения члена Кафедры ЮНЕСКО В.А.Колосова (аспирант кафедры гражданского права СПбГУ) по поводу возможного использования изображений в коммерческих целях. Он полагает, что принятие указанного ФЗ в отношении ст. 152.1 будет противоречить общепринятым подходам к ограничению права на изображение, позволит необоснованно обогащаться издателям, прикрываясь характером издания, и освободит их от обязанности обосновывать именно цель использования самого изображения. Более того, понятие "образовательных целей" чрезвычайно широко и не следует его использовать в контексте данной статьи без массы объяснений и уточнений, что абсолютно нецелесообразно.
Позиция В.А.Колосова сводится к следующему:
1) Использование изображения - представляет давно не только неимущественный и не столько неимущественный интерес, сколько имущественный, коммерческий.
2) Очевидно, что т.н. образовательная литература является коммерческой, несмотря на те цели, которые достигаются с помощью нее.
3) Нельзя отбирать у человека возможность распоряжаться своим изображением (в том числе возможность получить вознаграждение за использование изображения) в пользу наживы издательств и иных производителей учебной литературы.
4) В странах, где право на изображение прямо урегулировано, везде так или иначе предусматривается ограничение данного права публичным интересом, но нигде нет ограничения в виде образовательных целей. И такая позиция поддерживается ЕСПЧ. ЕСПЧ соглашается, что допускается использование изображения человека в публичных интересах.
5) Не всегда и не во всех случаях образовательные цели - публичный интерес. Образование лишь до определенного уровня считается обязательным и гарантируется государством. Образование может прямо носить коммерческий интерес. Более того, определение "образовательные цели" чрезвычайно емкое. По сути, любая книга выполняет образовательную цель. Здесь существенно важно отграничить образовательные цели субъекта, который получает образование, и образовательные цели производителя.
Пример: размещение в учебнике по истории изображения президента, согласно сложившимся в западных странах и на мировом уровне подходам (и согласно действующему закону), будет признано допустимым использованием изображения. Но использование, пусть даже в образовательных целях, в качестве иллюстрации фотографии, на которой лицо запечатлено в историческом костюме, должно быть признано недопустимым без согласия изображенного лица. По действующему закону и согласно сложившимся в западных странах и на мировом уровне подходах это должно быть признанно правонарушением. Однако если принять предлагаемую поправку, то она позволит использовать изображения любых лиц без их согласия вне зависимости от способа и объема использования изображения.

3. Напротив, в части, касающейся изменения подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК Российской Федерации, Кафедра ЮНЕСКО не может поддержать анализируемый законопроект. Кафедра ЮНЕСКО полагает, что предлагаемые изменения противоречат нормам международного права, а также основополагающим нормам российского законодательства об интеллектуальной собственности.
Согласно действующей редакции данной нормы пользователь обладает правомочием на использование авторских произведений как в целом, так  и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. В данном случае речь идет о таких правомочиях свободного использования произведений, которые близки к правомочиям цитирования. Однако объем  используемого авторского  произведения при этом обычно оказывается больше, чем при цитировании, что оправдано общественно полезной целью – создание издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи учебного характера.
Правовой режим учебных иллюстративных материалов примерно такой же, как и правовой режим цитат: их использование не должно мешать обычному использованию произведения и не должно наносить неоправданный ущерб законным интересам автора, а также оно должно соответствовать преследуемым учебным целям.
По сложившейся практике под данный вид использования не подпадает издание хрестоматий и сборников, хотя бы они и предназначались для учебных целей.
Международно-правовую базу правового режима учебных иллюстраций составляют положения статьи 10 (2) Бернской конвенции, согласно которым «может разрешаться использование литературных или художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций в изданиях, радио и телевизионных передачах и записях звука или изображения учебного характера при условии, что такое использование осуществляется добросовестно». Данная конвенция действует на территории Российской Федерации с 13 марта 1995 года.
Кроме того следует упомянуть Договор Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 года, приведение российского законодательства в соответствие с которым было одной из официальных целей принятия Части четвертой ГК Российской Федерации. 

4. В законопроекте предлагается распространить исключение, касающееся использования произведений в учебных целях, на изображения физических лиц. Кафедра ЮНЕСКО полагает такое изменение нецелесообразным.
Во-первых, изображенные лица не являются правообладателями в отношении фотографических и аудиовизуальных произведений и произведений изобразительного искусства, в которых они изображены, а значит, данная норма никак не влияет на права изображенных лиц.
Во-вторых, правообладателями этих произведений являются их авторы или создатели – художники, фотографы, изготовители аудиовизуальных произведений либо лица, к которым перешли исключительные права на эти произведения по закону или по договору (наследники, издательства и т.д.).
В-третьих, сами по себе изображения не являются объектами интеллектуальной собственности (интеллектуальных прав), что ясно следует из текста статьи 1225 ГК Российской Федерации. Вот почему правовое регулирование отношений, связанных с использованием изображений физических лиц, отнесено законодателем к сфере личных неимущественных прав (Глава 8. Нематериальные блага и их защита), а не к сфере интеллектуальной собственности (Часть четвертая. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В контексте Части четвертой ГК Российской Федерации изображения физических лиц фигурируют только в виде фотографических или аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.п.
Следовательно, предлагаемое изменение ничего не добавляет к тому, что уже предлагается в качестве поправки к пункту 1 статьи 152.1. и одновременно порождает внутреннее противоречие в структуре статьи 1274 ГК Российской Федерации и Части четвертой ГК Российской Федерации в целом.

5. Предлагаемое в законопроекте упоминание «персонажей произведений» также представляется неудачным, т.к. подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ говорит о возможности использования охраняемых произведений «в качестве иллюстраций». Согласно пункту 7 статьи 1259 ГК Российской Федерации персонаж является частью произведения и в таком качестве подлежит охране авторским правом, если он существует в какой-либо объективной форме и по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора. В этом смысле персонаж произведения ничем не отличается от отрывка из произведения, использование которого в учебных целях допускается законом.
Следовательно, использование персонажа в качестве иллюстрации будет правомерным только в том случае, если он используется для иллюстрирования текста, посвященного данному произведению. Например, использование изображения Чебурашки в главе учебника, посвященной детским мультфильмам, будет правомерным. Напротив, использование Чебурашки в качестве персонажа, от лица которого учащимся младших классов преподносятся правила русского языка, может иметь место только с согласия правообладателя. Сказанное выше позволяет заключить, что упоминание персонажей произведений в подпункте 2 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ является нецелесообразным.

6. Не представляется целесообразным вводить в текст подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК Российской Федерации упоминание изданий «на любом материальном носителе, включая электронный (в том числе звуко- и видеозаписи)», поскольку в действующей редакции данной статьи это подразумевается: здесь говорится о возможности использования произведений и отрывков из них «в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера». Предлагаемое дополнение лишь внесет терминологическую путаницу в тезаурус Части четвертой ГК Российской Федерации, поскольку здесь нигде не говорится об «изданиях на электронном носителе». Следовательно, включение упомянутого выше дополнения в текст подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК Российской Федерации потребует серьезного изменения многих других статей главы 70 «Авторское право» ГК Российской Федерации.

7. Неудачным представляется и предложение распространить действие подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК Российской Федерации на сферу Интернета, ограничив тем самым исключительное право автора на доведение произведения до всеобщего сведения (подпункт 11 пункта 2 статьи 1270 ГК Российской Федерации). Данное право автора прямо предусмотрено статьей 8 Договора ВОИС по авторскому праву: «Без ущерба положениям статей 11 (1) "ii", 11bis (1) "i" и "ii", 11ter (1) "ii", 14 (1) "ii" и 14bis (1) Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору».
Как видим, здесь не упоминается Статья 10 (2) Бернской конвенции, разрешающая свободное использование произведений в качестве иллюстраций в учебных целях. Следовательно, предлагаемое дополнение противоречит нормам международного права и не может быть рекомендовано к принятию. 

 М. А. ФЕДОТОВ
Руководитель Кафедры ЮНЕСКО,
заслуженный юрист России,
доктор юридических наук, профессор,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации

 
« Пред.   След. »
Copyright © 2005 - 2020 www.unescochair.ru.