Главная Все новости Мероприятия Downloads Контакты Дни ИС Факультет права НИУ ВШЭ

 

Авторизация

Для получения рассылки сайта, или публикации статей и новостей пожалуста авторизируйтесь.





Забыли пароль?

О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ КУЛИНАРНЫХ РЕЦЕПТОВ

08.06.2009

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о правовой природе кулинарных рецептов

В связи с запросом адвоката Гонопольской Р.Б., содержащим вопросы о правовой природе кулинарных рецептов, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности полагает возможным дать следующее юридическое заключение.

При подготовке данного заключения Кафедра ЮНЕСКО исходит из того, что вопросы права интеллектуальной собственности в полном объеме относятся к сфере научной деятельности Кафедры, как она определена Соглашением об учреждении Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, подписанным в Париже Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 12 июня 1998 года.

При проведении правовой экспертизы и подготовке данного заключения Кафедра ЮНЕСКО использовала представленные адвокатом Гонопольской Р.Б. материалы, а именно:
а) экспертное заключение, представленное Московским государственным университетом печати, от 20.02.09 № 340-78/01-15;
б) решение Перовского районного суда г. Москвы от 08 мая 2009 г. по гражданскому делу № 2-188/7-09 по иску Э.Д.Меджитовой к ООО «Белый город» о защите нарушенных авторских прав и возмещении морального вреда;
в) исковое заявление Э.Д.Меджитовой к ООО «Белый город» о защите нарушенных авторских прав и возмещении морального вреда.

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, а также учитывая международные обязательства Российской Федерации, Кафедра ЮНЕСКО полагает возможным дать следующее юридическое заключение.
 
1. Чтобы правильно охарактеризовать правовую природу кулинарных рецептов, необходимо, прежде всего, определить круг нормативных правовых актов, подлежащих применению в данном случае. Поскольку предметом судебного спора являются 24 рецепта, опубликованные истцом Э.Д.Меджитовой в книге «Русская кухня» в 2001 г., а затем – ответчиком в книге «Кулинарный альбом» в 2006 году, постольку правовая природа этих рецептов должна устанавливаться применительно к Закону Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – ЗоАП), действовавшему на момент возникновения связанных с этими рецептами правоотношений.

2. Согласно пункту 1 статьи 6 ЗоАП авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Причем, авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но существующие в какой-либо объективной форме. Пункт 1 статьи 7 ЗоАП перечисляет виды объектов авторского права, указывая, в частности, литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.д. 
В то же время, согласно пункту 4 статьи 6 ЗоАП, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Эти нормы полностью соответствуют международно-правовым основам регулирования отношений в сфере авторского права, как они определены в Бернской и Всемирной конвенциях. 
Если, руководствуясь указанными выше правилами, подойти к определению правовой природы кулинарных рецептов, то, на первый взгляд кажется очевидным, что они должны характеризоваться исключительно как некие способы приготовления пищи, а, следовательно, как объекты гражданских прав, не являющиеся объектами авторского права. Такие рецепты могут быть, например, объектами правоотношений, регулируемых нормами главы 75 Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации («Право на секрет производства (Ноу-хау)». Подчеркнем, что исключительное право на секрет производства действует лишь до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (ст. 1467 ГК РФ). Следовательно, опубликование кулинарного рецепта означает автоматическое прекращение режима коммерческой тайны, если таковой был установлен правообладателем в отношении данного рецепта.

3. Изложенная выше характеристика правильно отражает правовую природу лишь самого рецепта как способа приготовления пищи. Она не учитывает того, что изложение рецепта может быть самостоятельным результатом творческой деятельности. Элементы творчества могут проявиться, в частности, в названии блюда, в описании процесса его приготовления и т.д. Наиболее наглядный пример – изложение кулинарного рецепта в стихотворной форме. Очевидно, что в подобном случае мы имеем дело с двумя объектами гражданских прав: с собственно кулинарным рецептом, который не охраняется авторским правом, и с литературным произведением, в котором данный рецепт изложен и которое является полноценным объектом авторского права.
Хотя ставшие предметом судебного спора 24 рецепта изложены в произведениях Э.Д.Меджитовой не в стихотворной форме, а прозой, однако это никоим образом не влияет на их правовую природу, поскольку авторско-правовая природа произведения зависит исключительно от творческого вклада автора, а не от назначения или достоинства произведения, либо от способа его выражения (п. 1 ст. 6 ЗоАП). Более того, очевидным творческим элементом в этих литературных текстах являются названия блюд.
Следовательно, рецепты приготовления блюд сами по себе не являются объектами авторского права, и могут использоваться любыми лицами свободно, например, для приготовления пищи. В то же время авторские тексты, содержащие изложение этих рецептов и являющиеся результатом творческой деятельности автора, должны рассматриваться как литературные произведения, полноценные объекты авторского права.

4. Особого внимания заслуживают случаи, когда сами кулинарные рецепты являются результатом творческой деятельности, то есть состав ингредиентов и/или способы их использования отличаются новизной. Хотя в подобных случаях кулинарный рецепт все равно не обретает статус объекта авторского права, однако авторско-правовой характер литературного произведения, в котором такой рецепт излагается, становится еще более очевидным.
Вот почему нуждается в доказательствах утверждение эксперта А.Е.Шиманова о том, что «тексты-рецепты, опубликованные в книгах «Русская кухня» Э.Д. Меджитовой и «Кулинарный альбом» (издательство ООО «Белый город»), и по форме, и по содержанию могут быть сопоставимы не только друг с другом, но и с текстами-рецептами из других изданий, вышедших задолго до опубликования представленных». Без ссылок на конкретные 24 текста-рецепта, опубликованные до опубликования книги Э.Д.Меджитовой «Русская кухня» и текстуально совпадающие с соответствующими фрагментами из произведений Э.Д.Меджитовой, данный вывод эксперта выглядит голословным.
Столь же бездоказательным представляется и вывод, содержащийся в судебном решении: «Тексты-рецепты в обеих книгах были известны задолго до
издания книг сторонами и опубликованы в различных изданиях». Данное утверждение нуждается в доказательствах, которые, однако, в решении отсутствуют.

5. Следует обратить внимание и на вопрос об авторстве произведений, в которых излагаются кулинарные рецепты. Из текста судебного решения следует, что суд усомнился в том, что автором 24 текстов, ставших предметом судебного спора, является Э.Д.Меджитова. Подобное сомнение, однако, прямо противоречит пункту 2 статьи 9 ЗоАП, согласно которому при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Поскольку на экземпляре книги «Русская кухня» в обычном для подобных изданий месте указано имя автора – Эльмира Меджитова, - постольку она и должна считаться автором данной книги пока не будет доказано обратное. Такой вывод с необходимостью вытекает из принципа презумпции авторства, признаваемого международными конвенциями и российским законодательством об авторском праве. 

М. А. ФЕДОТОВ
Директор Научно-методического центра
«Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности» Государственного университета –
Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации,
Чрезвычайный и Полномочный посол

 
« Пред.   След. »
Copyright © 2005 - 2020 www.unescochair.ru.