Том lV (2001) |
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. - Труды по интеллектуальной собственности. Т.4. 2001. Предмет этой книги настолько широк, что, будучи повернут под определенным углом, легко охватывает правовые основы как журналистики, так и предпринимательства в сфере СМИ. Почему я ставлю рядом эти два совершенно различных рода занятий? Во-первых, чтобы подчеркнуть принципиальное отличие журналистики как свободной профессии и особой публичной службы от предпринимательства в области массовой информации, преследующего – по определению – цели извлечения прибыли. Во-вторых, чтобы акцентировать внимание на неразрывной связи журналистской профессии с медиа-бизнесом в условиях рыночной экономики. В условиях советской системы правильнее было бы назвать подобную книгу «Правовые основы деятельности партийно-советской печати». Впрочем, в тот период российской истории подобная книга не могла бы появиться: в сфере массовой информации и пропаганды правовые регуляторы не использовались вовсе. В условиях рыночной экономики именно предприниматели создают издательские дома и телерадиокомпании, вкладывая огромные средства в выпуск газет, журналов, телерадиопрограмм и тем самым создавая рабочие места для журналистов. Но именно журналисты создают тот интеллектуальный продукт, который предприниматель продает потребителю. И эту общую схему разделения труда нисколько не колеблют те, довольно редкие примеры, когда сами журналисты берут на себя функции предпринимателей в сфере СМИ. Вот почему в этой книге рассматриваются не только теоретические, но и вполне практические вопросы правового регулирования журналистской деятельности, организации и функционирования средств массовой информации, конструирования отношений между владельцем, учредителем и редакцией, распространения продукции СМИ, обеспечения прозрачности и предотвращения монополизации СМИ и т.д. Эта книга адресована как студентам, аспирантам, теоретикам в области политологии, юриспруденции и журналистики, так и творцам политической и правовой практики - партийным программистам, законодателям, судьям и адвокатам, редакторам и сотрудникам средств массовой информации - всем, кто искренне заинтересован в формировании в нашей стране культуры свободной прессы. Заинтересованный коллега-правовед найдет здесь детальный разбор основных институтов современного права массовой информации, добросовестный правоприменитель – научно-практический комментарий, призванный помочь правильно истолковать и реализовать законодательные акты о СМИ, небезразличный законодатель – критику проделанной его коллегами работы и рекомендации по совершенствованию правовых установлений. Для профессионального журналиста книга может стать и пособием по «юридической технике безопасности», и учебником по защите профессиональных прав, и стимулом к наведению порядка в собственном цехе. Труды по интеллектуальной собственности. Том 4 (.PDF) |